я

Пирамида (Саяны)

Когда ты в пешем путешествии, то чувствуешь свежий ветер, вкусный воздух, запахи леса и реки, все это бодрит и будоражит, зовет скорей вперед, дальше и дальше от цивилизации, к новым красотам, к новым старым запахам, красавцам кедрам, огромным ледяным белым валунам, звонкой говорливой речке, полнейшей тишине, близким звездам, к нашей планете, такой, какая она есть на самом деле, неповторимой. Ведь даже снежинки нет на ней одинаковой, нет ничего похожего, все на ней индивидуально, и невозможно насмотреться на нее, и сердце плачет и стонет без нее в городе и дышать там трудно, где ее нет настоящей, живой...

Вот и снова пришли ноябрьские длинные выходные праздничные дни. Последние годы я провожу их с любимым человеком в активном режиме. Выпал только позапрошлый год из-за того, что мы переезжали в Иркутск, и все прочее сопутствующее. В этом году Дима так удачно не был на вахте на праздники, и мы рванули снова на стрелку реки Кынгарга, через п. Аршан (Бурятия), как раз тот самый, на который в этом году сошел сель.
Аршан удивил тем, что, на первый взгляд, селя будто и не было. Потом уже, идя мимо мраморной лестницы по направлению к водопадам, перевалу и далее Ледяному ручью, увидели возле источников остатки ила, и то, что Кынгарга местами изменила берега.
Доехали до поселка на утреннем девятичасовом автобусе, быстро, удобно, тепло, тем более я снова проспала весь путь после таблетки, которую выпила перед перевалом Шелехов-Култук. Пообедали в Аршане в кафе, подтянули лямки на рюкзаках и выдвинулись в пеший путь в час дня. В этот раз наш путь лежал немного дальше, чем обычно. Диму пригласил Слава П. присоединиться к их компании, для этого нам нужно было дойти до подножий гор Обзорной и Пирамиды.
Стоит только спуститься с перевальчика к Ледяному ручью, как сразу чувствуешь себя в походе. В Аршане это сделать невозможно-толпы людей, исписанные камни возле водопадов, курящие и выпившие отдыхающие,бррр...
После перевала от ручья идешь все время вверх, преодолевая небольшой уклон.
Кынгаргу не узнать. Хоть сель и, вроде бы, принес много бед Аршану, но с точки зрения туриста - вдоль нее теперь стало идти гораздо легче - во время катаклизма крутые берега обвалились сами совсем, вместе с валунами и деревьями, либо подмыло рекой и они все ж таки опять же рухнули. За счет этого часть пути, где мы раньше шли по обрывистому краю, рискуя ухнуть по неосторожности вниз, теперь просто идет по пологому берегу, где хорошо слышно звонкую речку, что мне сильно нравится, плюс по прямой по любому легче идти, чем нырять без конца вверх и вниз. Стало больше камней и валунов вдоль реки, много лежит по руслу бревен преогромнейших размеров и маленьких, конечно, тоже.

Вдоль всей реки, если идти со стороны Аршана к Пирамиде, по правой стороне обвалились почти все кулуары, и светятся теперь они белыми пятнами между зеленью. Интересно, сколько теперь времени пройдет, прежде чем там зацепится трава, облепит скалы мох, деревья потихоньку облюбуют их? Надеюсь, узнаю сама через сколько то лет.

Через 4 часа дошли мы до того места, где ночевали несколько раз в предыдущие годы, и с детьми тоже. Там еще много лагерей ставят, просто мы немного выше вставали. Нашего места там нет – смыло часть берега. Расстроились немного – там мягко спалось на ароматном можжевельнике, а рядом было углубление естественного происхождения, или часть старого русла, такого размера, что хватало толпой сесть вокруг костра, а его тепло не уходило, а обогревало нас долго. Вот фото места, которого уже нет

Перекусили шоколадкой с чаем и пошли дальше. По незнанию свернули на Красный ручей, но пройдя немного вверх, поняли, что идем неправильно – следы вообще кончились. Вернулись обратно на Кынгару и пошли дальше вверх по руслу. Ущелье постепенно сужалось, а река уже оделась в ледяное платье, и мы на снегу заприметили следы нескольких человек, которые шли в одном направлении и то сходились вместе, то разбегались по разным берегам.
Так как мы не знали, где стоянка, то пошли по следам, впрочем, вариантов не было, ущелье то одно. Вот-вот, казалось, за тем поворотом появится стоянка, к которой мы стремимся, но этот поворот сменялся следующим, тот иным, а людей так и не было, костром не пахло, дыма не было нигде видно. Стали сгущаться сумерки, и мы решили, что в 6 вечера встанем лагерем своим, тем более, снаряжение у нас всегда предполагает автономную стоянку.
Тут Дима вспомнил, что должен быть водопад. Должно быть, его шум, который мы услышали, навеял. К тому же послышались голоса. Мы прибавили шагу и нагнали некоего Игоря, который нам сказал, что этот водопад – не тот, должен быть еще один. В общем, мы поняли, что должен быть еще один водопад и пошли быстрее – темнело. К тому же ущелье резко сузилось, встать стало просто негде.
Пошли дальше, и вот впереди увидали еще один водопад. Фото сделано на обратном пути – при утреннем освещении.

И тут мы сделали ошибку-вместо того, чтобы уйти от водопада вверх и попасть прямо на стоянку, мы пошли по ущелью дальше. Наплутали в темноте мы жутко, причем слышали голоса, запах дыма, и не могли понять, где все. Мы кричали, и нам вроде отвечали, но как оказалось, Игорь забрел на противоположный край ущелья, он тоже кричал, и, видимо, про наше присутствие просто не поняли, так как видели только фонарик Игоря, знали, что Игорь старый походник и дорогу по любому к ним найдет, тем более костер он видел. В итоге нас и не искали и не посветили нам фонариками. В итоге в полной темноте, при свете луны (к ее чести светила она ярко), фонари мы не зажигали, мы решили вылезти наверх из ущелья. Поверху вернулись немного назад и вышли прямо к стоянке. Поздоровались со всеми, Слава П. нас всех познакомил, мы выпили чаю и пошли ставить палатку. Не успели разложиться, как нас позвали есть суп. Суп был божественный, как и чай. На улице было тепло, дрова горели ярко и жарко, не дымили. Девушек было 4 вместе со мной, мужчин - 7.
Мы посидели какое то время со всеми возле костра, потом потихоньку все разошлись спать – у всех на завтра были планы.
Наутро встали рано, позавтракали и ушли еще девяти не было. Во время завтрака Дима напоил всех кто хотел, кофе с коньяком. Здорово бодрило, и было вкусно-превкусно, аж захотелось жмуриться)).
С нами пошла Наталья – она собиралась идти с девчонками на штурм Пирамиды, но они и двое парней разоспались в палатке . Так как наши планы с ее совпадали, пошли вместе.
На пик Пирамида, высотой 2 338 м можно зайти двумя разными путями – категорийным - 2А с запада и некатегорийным – с востока. Немного справки – с юга пика берет начало река Кынгарга, с севера – Федюшкина речка. Свое название пик получил благодаря пику Обзорная. Дело в том, что из долины реки Кынгарги пик Пирамида практически ниоткуда не виден, в то время, как Обзорная просматривается очень хорошо. Она имеет почти правильную форму, напоминающую египетские пирамиды. Можно предположить следующее объяснение истории наименования этих двух вершин. Название "Пирамида" было дано по виду снизу вершины Обзорной. Но так как Пирамида - повыше, то название перешло к ней. По-видимому, название "Обзорная" было дано уже значительно позднее, когда характерное название "Пирамида" уже прочно закрепилось за ее нынешней обладательницей, а вершина ,хорошо просматриваемая снизу осталась без названия.
Мы, конечно, пошли вторым путем. Слава П. и еще три человека – первым, взявши веревки и прочее снаряжение.
Наш путь от места лагеря лежал к перевалу Тараканова, который назван в честь путешественника-исследователя, бродившего в давние времена там. На перевале, на который мы зашли быстро, нашли «трекинговую» палку в деревянном исполнении, которую мы навзали посохом Тараканова).

Внизу за перевалом видели квадраты замерзших озер.

Дальше мы пошли налево. Шли медленно, аккуратно, то по траве, то по камням, то по снегу. То забирались на самый гребень, то сбрасывались вниз – в поисках проходимых путей. Тяжело не было, просто постоянно требовалась внимательность, аккуратность, неторопливость. Я шла как всегда, за Димой, он меня порой вытягивал наверх, где самой было трудно залезть. Ключ был недалеко от вершины, но мы его решили. Перед самой вершиной я немного запаниковала – вставала на снег, а он катился подо мной, а я не могла зафиксироваться. Наталья тем временем выбралась справа от нас на вершину, меня Дима вытащил из снежной ловушки. И вот мы наверху Пирамиды.

Обычно наверху любой вершины ветер, холодно, поэтому долго не посидишь, и мы накинули теплые вещи, достали перекусы и сели отдыхать. Тем не менее был абсолютно безветренный день. Было чудесно тепло. Уходить никуда не хотелось, поэтому мы сидели и обозревали окрестные пики и перевалы, долину, откуда мы пришли, дышали полной грудью. Я думала о том, как же красиво вокруг, и какие прекрасные выходные получились у нас.

Когда мы пришли на вершину, группы Славы еще не было, человек из первой двойки появился, наверно, минут через 40 от нашего прихода. До вершины они лезли по гребню еще наверно, минут 30. Смотреть было интересно – веревки эти, страховки – я так никогда не ходила, да и не пойду, наверно, никогда, поэтому ловила момент – наблюдала весь процесс в действии. Самое ужасное, что когда первый из них уже был близко, я поняла, что сильно и срочно хочу уединиться, иначе обратно все свое не донесу О_о. У Натальи, как оказалось, были те же проблемы, поэтому мы кое как спустились на метра три вниз и раскорячились там как две орлицы над пропастью. Это был экстрим еще тот, зато после этого торопиться вниз совсем не было причины, поэтому мы еще посидели, подождали остальных, при этом поздравляться было решено внизу.
Спускались не торопясь, тем не менее, низа мы достигли быстро. Наш спуск был от вершины слева, по снегу, во второй половине спуска - по камням, а в конце по траве бегом – растрясти мышцы, которые работают только на спуске и сильно на следующий день потом болят.

Вернулись в лагерь, а еще не было четырех часов. Девушки, которые спали долго, поднялись только до перевала и вернулись обратно. По возвращению в лагерь они обнаружили разбросанные пакеты из под еды, пустые, конечно же. Как оказалось, наш лагерь посетили вороны, перетаскали к себе еды они знатно-пакет пряников, мясо сырое, сыр, еще что-то, вобщем, то самое, что кое-кто побросал возле костра, а не убрал под тент, как мы, например). Грибы были соленые, вот их они не тронули, только раскидали).
Девчонки сварили суп, причем на наших «сухофруктах» - так мы называем сушеную картошку, свеклу, капусту, зелень и прочее, что мы с собой берем всегда в поход. Постепенно все подходили в лагерь, сушились. Кстати, мои Соломоны были на высоте – ноги намокли совсем немного, ботинки сильно. У других, в кожаных ботинках, была такая же ситуация, только мои высохли уже, еще и темнота не пришла, а вот кожаные и утром еще сырые были. Так что Соломонами я довольна, как обычно.
Когда все собрались, сели кушать, достали все вкусное, и сладкое и соленое, и немногоградусное, чтобы ноги согрелись быстрее ;) и устроили пир. Девчонки как бы мне рассказывали всякие смешные случаи из их походной жизни, правда, слушали это все, причем они делали это так весело, что мы все хохотали постоянно. Компания давно состоявшаяся, веселая, поэтому было и что рассказать, и что послушать. На заднем плане следующей фотографии - перевал Тараканова. Подъем на вершину Пирамида - слева от него.

Стемнело. И как награда или же как прекрасное окончание этого теплого горного дня – луна и розовые полосы.

Сидели долго, разошлись в 10-11 вечера, луна светила как прожектор, ночь была снова теплая, а учитывая высоту в 2000 метров и снег вокруг и под нами, открытое пространство, на котором стоял наш лагерь, для зимы на самом деле было очень тепло. В палатке Дима меня укутал всевозможно, и эту ночь, как и предыдущую, я тоже проспала будто провалилась, просыпаясь лишь пару раз чтобы повернуться на другой бок.
Возвращение было наше обговорено на машине с двумя парнями из нашей компании – Юрой и Валерой. Чтобы успеть пофотографироваться, мы вышли раньше их из лагеря где то в девять, и шли не торопясь, периодически доставая фотоаппарат. Идти вниз было легко, день снова был солнечный, постепенно мы раздевались. Наконец-то нас догнали парни, мы остановились попить чаю с шоколадкой на самом большом стволе, который мы увидели.

Тут подошла вся группа, все устроили перекус, и дальше мы все вместе двинулись вниз.
В Аршан пришли около часу дня.
Обратный путь был быстрым,

машина удобной, и вот, наконец, мы дома, а на улице еще светло! До чего же я люблю Иркутск за его возможности посетить красивейшие места Саян и при этом особо не потратив время на дорогу, по сравнению с прошлым моим городом.
Считаю, поход удался, отдохнули замечательно, в следующем году, думаю, пойдем снова туда, но уже на Обзорную. Приглашаю с нами желающих).
promo radost_s october 22, 2016 12:16 9
свободен
Приятный отчет, так и веет от него гармонией и свежестью гор..умиротворением и созерцанием... Спасибо!
И про суп, и про чай, и про то, как не хочется уходить с вершины, и про то, как крепко спится...всё так верно подмечено..мне знакомо это, когда- то была в походе в Архызе.

Почему так категоричны про веревки и снаряжение?) Иногда, они очень полезны. Например, их используют в горных велопоходах, чтобы безопасно переходить бурные реки.
Согласна, иногда веревки полезны, но я думала о категорийных подъемах в горах - я бы не полезла в таком случае - либо я трусиха жуткая, либо во мне силен инстинкт самосохранения, я так и не поняла))
А где это - в Архызе? Больше не ходили никуда?
горный поселок Архыз это Карачаево-Черкесская республика, где каждый год в мае проходит слет альпинистов и туристов со всей России, в долине разбивается палаточный городок с которого днем совершаются вылазки, восхождения, занятия для новичков, а ночью поют песни у костра. В конце слета, как правило, совершается самое серьёзное восхождение с ночевкой на горе. Вот в таком я была походе.Потом весь месяц дома снились горы..там очень красиво...а у особо впечатлительных даже сносит "немного крышу". Бросила по ряду личных причин, но как в той песни, часть сердце навсегда осталось там. Сейчас о походе, думаю-мечтаю, правда о вело, но не горном, а равнинном.
Кстати, у нас в городе недавно был видеофестиваль туристских фильмов. Вот ссылка на фильм о велопоходе в Карачаево-Черкесскую р-ку.
После таких фильмов всегда тянет в поход!)
Может будет интересно.
Ух ты, как интересно! На таком слете, наверно, знакомишься с массой интересных людей, а если горы снятся - это вообще сказочно подчеркивает то впечатление, которое они на вас произвели. Жаль, что бросили это занятие, может, еще передумаете, хотя велопоходы это тоже круто. Особенно мне нравится то, что пока ты едешь на вело, ты замечаешь какого вкуса воздух, какого цвета трава, небо, ты все медленно рассматриваешь по пути, вкушая всю красоту и так же медленно наполняешься любовью к нашему миру, и потом, позже, оооочень медленно это во время серых будней из тебя уходит, поддерживая постоянно. А проехав то же самое на машине, ты быстро наполняешься и также быстро опустошаешься, ну это мое личное мнение, конечно.