я

Иркутск – Хойто-Гол – Долина Вулканов – Чойган – пик Топографов - Иркутск, 2014 г. (часть 2)

Продолжение. Начало тут: http://radost-s.livejournal.com/9066.html
На машине ехали недолго – часа 3,5 - 4, дождь лил и лил, кутались в дождевики, при этом стараясь удержаться на лавочке. Пересекли несколько бродов. Для пеших туристов тропа идет по одному берегу реки, через броды не нужно метаться постоянно. Саму тропу порой видели, когда она шла рядом с дорогой.
Со слов Димы, она здОрово срезает путь для пешего перехода плюс по бродам идти не надо. На велосипеде с багажными сумками на участках, где она идет среди деревьев, она скорее непроезжаема – узковата, поэтому на личном двухколесном транспорте надо будет ехать по дороге.
То догоняли, то отставали от конного наездника – он вез вещи группы из Саратова на второй лошади. Оказывается, они сами случайно в машину попали – вообще то они собирались идти пешком. Также ребята постоянно делали заброску продуктов конями, даже в Долину вулканов – маршрут у них запланирован длииинный был, а после их ожидали почет, уважуха и официальное признание).
С учетом того, что ехали мы в итоге со скоростью лошади, или, скорее, лошадь выигрывала в скорости за счет срезанных участков дороги, доехать на велосипеде будет по времени наверно, не дольше, чем на машине.
Когда достигли точки, дальше которой машины вообще не идут, увидели домик, много бурятов и несколько машин. Буряты тут, как позже выяснилось, в ожидании возвращения групп бухают по-черному, один из них пока мы были на Чойгане, приезжал с семейной парой из местных туда на лошади – на ногах не стоял, держался за животинку, лежа мочился, тьфу, как вспомнишь…
Если не брать в расчет неприятные моменты с денежными вопросами с бурятами и вот этим безобразно пьяным человеком, то вообще в поездке буряты к нам были очень дружелюбны, непосредственны и любопытны как дети.
Мы вдвоем обогрелись у костра, перекусили, расплатились за машину и двинулись вперед. Прошли мимо речки, и сразу начался крутой подъем вверх. И вот мы как то быстренько заскочили наверх – холодно же было, вот для того, чтобы согреться, и взяли шустрый темп, и дальше прошли небольшой подъем и в итоге вышли на почти прямую тропу. Со слов Димы знала, что должен быть перевал, ну и спрашиваю наверху – а когда перевал будет то? Оказалось, это и был перевал. Нда. После перевалов Шумак, Аршан и Мунку-Сардык этот казался просто небольшой горкой вверх. Все познается в сравнении, вот что подумалось.
Тропа местами мокровата, но в целом шли без проблем-везде есть обходы. Граница с Тувой выглядит вот как на фото, правда, абсолютно также она смотрится и без меня)). Прошли то ли место силы, то ли то была самая высокая точка этой тропы (вроде бы после тропа уже не имела уклона вверх), еще несколько озер прошли.

Потом показались далеко внизу синие тенты и оказалось, что это и есть Чойган, и к нему ведет сильно крутой спуск вниз. Вот сижу и думаю – а на велосипедах ведь по этому спуску проехать будет «нехило круто» – резкие повороты серпантина, усложненные торчащими корнями, валяющимися шишками, вобщем, еще тот фрирайд с элементами даунхилла (или наоборот)). Спускались долго, успели перекусить даже, и еще белка на нас скинула целую шишку), которую мы забрали с собой – я люблю орешки.
И вот мы в Чойгане!
Еще дома скачали карту источников и полян, два экземпляра отдали Андрею с Сашей и Никите с Женей и девчонками.
Говорят, раньше Чойган делился на три поляны - тувинцев, бурятов и туристов. Стоять можно было только в строго отведенном месте в зависимости от национальности, иначе мордобой был, особенно между первыми и вторыми в связи с давней дележкой территории.

Пришли на поляну туристов. Реально - три небольших ровных участка под палатки, еще пара с мокрой каменистой землей, сбоку скала и все. Рядом – туалет деревянный. Ассоциация возникает с фильмом про зеков и про парашу. Дима меня оставил с вещами, сам ушел искать место. Залез на скалу – нашел более-менее ровную площадку среди деревьев. Отбраковали ввиду отсутствия солнца. Позже узнали про живущего рядом медведя, о котором позже, так что хорошо, что не встали там. Медведь любит собачатину, а наша собака – член семьи.
Дальше Дима прошел по поляне тувинцев, увидел, что у них много пустых биваков, что люди снимаются, на поляне много солнца, кой-где дрова есть. И мы встали на этой поляне. На наш неискушенный взгляд на ней стояли буряты, а как оно на самом деле было – не знаю.
На данный момент в Чойгане царит перемирие, никто никому морды не бьет, видимо, бизнес и земля поделены между местными жителями, и русских им отпугивать тоже не резон – мы сейчас для них ходячие кошельки. Хотя если брать в расчет то, что они, привезя нас на источники, сами там и жили и лечились, то с учетом расходов на бензин, водителю получается не такая уж и большая сумма. На Чойгане была даже юрта, и я видела женщину, идущую оттуда на источники, в халате, толстом-претолстом, который пеший турист ни за что не понесет с собой. Красиво жить не запретишь, имея кучу лошадей и большую, по всей видимости, семью. На фото – наш лагерь, юрта, украшение.

Дрова где бы мы ни взяли, со стоянки или из лесу валежник - нещадно дымили, тепла давали мало –- готовить на них было практически невозможно – видимо, просыхать они не успевали - земля вся сырая вокруг из-за источников. Поэтому при необходимости для быстроты запускали газовую горелку. Ручей, который бежит в долине Чойган, называется, Аржаан, он мощный, бурный, скорее, это река. Мошка вроде была, но мы защищались от нее одеждой, да поляна продувается хорошо ветром, который их уносил.
Про источники что написать не знаю, слишком много пришлось бы описывать, да и все есть в интернете. От себя добавлю – карта, приведенная выше, не врет, все источники никуда не делись, самые на мой взгляд, шикарные – желудочные питьевые и горячие ванны с t до 42°. Опять же, у кого что болит, тот то и лечит – там есть, например, грязевые – для суставов, есть и источники, которые в дождь сильно выпускают газ из-под земли, там сделаны отдельно стоящие стульчаки, с буквами «М» и «Ж», и буряты стояли в очередь – геморрой лечить. Есть там и прохладные и просто холодные до 14°, я в них не залазила – итак жары не было, потому не хотелось просто. Самое еще шикарное для туриста – там есть «банька» - домик, в котором моются, особенно это актуально для только пришедших грязных и потных туристов), тем более вода там - горячая. Там же мы набирали воду для стирки, которую можно делать либо возле «баньки», либо на ручье. Вода, правда, не мылится совершенно.
На фото - самый горячий источник, грязевой и за сеткой видна банька.

8 августа 2014 года.
Чойган

В этот день мы отдыхали, пили минералочку, подаренную нам самой природой, мазались грязями, грелись в самом горячем источнике, вобщем, наслаждались жизнью.
Также сегодня пришли наши попутчики. Чтобы нас найти, им всего лишь нужно было спросить про Арчи. Наша собака очень любит бегать за камушками, которые ему кидаешь, и носить их во рту. При этом, выпрашивая у нас покидать камушки, он прыгает сильно вверх, в прыжке достает мне до плеча (мой рост 170 см). Такая собака, конечно, не может оставаться незамеченной, и даже проходящие мимо буряты звали его по имени и кидали ему камушки. Поэтому найти нас труда нашим не стоило, встали все рядом. Уклон присутствовал, но иных вариантов встать на ровной местности не было – только возле туалета или на поляне бурятов.
Ходили поболтать и поделиться опытом к ребятам из Саратова – они встали на бурятской поляне. На наш взгляд там было мало места, было очень сыро и там еще были мыши.
Так вот там был комичный случай – мы к ним пришли в лагерь – обмениваться опытом заготовки продуктов, и Дима еще рассказывал, как заходить на пик Топографов. У ребят был натянутый тент больших размеров, в одной половине под навесом стояли столы, во второй – висела сохнувшая одежда, лежали продукты и еще что то, наверно, снаряжение. И вот В.Г. ушел под навес что-то там взять. Вышел оттуда, а у него на голове на его повязке что то кружевное лежит. Я сняла аккуратно – оказалось, женские трусы))). Он молодец, расхохотался так здОрово. Трусы отдали владелице, все посмеялись.
Пока у них сидели, прошел дождь и была воттакенная радуга:

А В.Г. сходил с моим Димой в то место, где висят все таблички и принес ту табличку, которую оставила их группа 40!!! лет назад. У него слезы в глазах стояли, когда он ее нам показывал. Табличку их группой решено было подновить и повесить обратно. Возле места силы, где висят таблички, находится источник питьевой, очень вкусный, самый сильный наверно, все оттуда пьют, и там был миллион бурундуков – видимо, из-за подношений. Когда мы туда приходили, Арчи исчезал знакомиться с ними, а мы разглядывали картины и дощечки. Обращаю ваше внимание на дату на картине - 1984 год, то есть висит она 30 лет.

9 августа 2014 года.
Пик Топографов

В этот день мы с Димой и Никитой пошли на пик Топографов, правда, Никита решил идти до того момента, когда еще можно будет вернуться в лагерь без риска. Часть вещей оставили у него в палатке, я опять шла без рюкзака. Мои доводы, что я могу тоже идти с вещами на плечах, что мне стыдно перед людьми, что я как принцесса хожу, что у Димы спина не железная, не возымели действия, впрочем, как обычно. Вот мой любимый хочет, чтобы я шла налегке и получала удовольствие, и он сделает все для этого, а то что тяжесть тащит сам – так ему просто нравится это).
Оказывается, часть саратовцев в этот день делали заброску, поэтому мы немного прошли вместе с ними, и даже успели сфотографироваться с ними возле красивого большого водопада. Не остановиться было невозможно, это первый такой мощный сброс воды нам встретился за этот поход.

Стали попадаться озера, причем с характерным цветом – зеленым. Данный цвет ими приобретается, по видимому, потому что на дне – лед. И только в горах увидишь такие озера.
Возле одного из них лежат камни-великаны в живописном беспорядке. Не ошибусь, если скажу, что у каждого, кто там был, есть фото на одном из них или под ним

Ущелье то сужалось, то расширялось, когда мы выходили на очередную ступень. Деревьев не стало совсем, зато появились красивейшие альпийские луга – цветы (колокольчики, подснежники, жарки, ромашки желтые, сиреневые и белые) просто покрыли ковром все вокруг. Камни, цветы и снежно-ледовые языки – вот и все, что мы видели, зато чувствовали гармонию всего мира.
Идя по одной из троп впереди меня, Дима вдруг дернулся, следом, чуть не сбив его с ног, промчался наш Арчи, исчез с глаз, затем раздался визг и скулеж одновременно. Мы рванули на звук. Как оказалось, на тропе или возле сидел заяц, видимо прятался, а когда проходил Дима, заяц рванул между ног и вбок от тропы, Арчи его засек и рванул за ним, и загнал его под огромный камень. Когда мы подбежали к камню, Арчи пытался выкопать из под камня зайца, но ему это не удавалось из-за более мелких камней, лежащих возле валуна, так как для него они были огромны. Картина - Дима стал отодвигать камни, доставая зайца, мне дал Арчи на руки, чтобы не мешал, я отдала его Никите, чтобы сфотать это все. В итоге Арчи дико скулит, заяц, оказавшийся зайчонком, когда Дима достал его, стал вырываться и пищать, причем на такой высокой ноте, что было больно ушам. И вот Дима держит зайчонка, Никита Арчи, я фотоаппарат, мы все обалдевшие от звуков, которые издают животные, я не могу сделать ни одного четкого кадра (заяц крутится и извивается) и тут Дима отпускает его, не дав нам его даже погладить (говорит, растерялся от криков, да и уши выскальзывали из рук, и жалко было его, так тот кричал), Арчи выскакивает из рук Никиты и улетает пулей вслед за зайцем, мы такие все смотрим друг на друга: "эээээээ...што это было ?!?!", в ушах все звенит и все это за какие то 15 секунд, я тут дольше рассказывала.

Придя в себя и не докричавшись Арчи, пошли дальше – время то не стоит на месте. Собака нас догнала потом, зато прилетел коршун или кто-то там подобный – на крик зайчонка видимо. Надеюсь, малыш смог не выдать себя.