radost_s (radost_s) wrote,
radost_s

Пик Босан и его стража

Еще в 2010 году, прочитав "Хроники Хамар Дабана" на сайте ангара.нет от Игоря Кравчука, хотела посмотреть на Босанскую стражу. Три раза у меня не получилось дойти по различным объективным причинам, причем в последний не дошла каких то 3-4 км. Рассказ об одной из попыток в 2015 году тут.
В этом году туда даже не собирались, но при сборе вещей для похода на Шумакские источники увидели в новостях, что по Иркутской области одновременные снеготаяние и ливни вызвали сильные затопления местности, наверное, вы все слышали про это, с жертвами, и вообще все плохо в зоне паводков. Мне даже написал velosi4, видимо, ввиду моего длительного молчания тут в ЖЖ, все ли у меня хорошо (спасибо, Рома).
Поэтому решили на Шумак не идти - форсировать реку, да и вообще соваться в труднодоступные места, где в любой момент река может запереть тебя в тайге, да и просто смыть - в такое время было бы безумием. На велопоход тоже можно не рассчитывать все по той же причине. Думали-гадали что делать, и вот вспомнился мне тот самый отчет Кравчука, и мы решили, что бояться на Хамар Дабане рек бессмысленно (их наверху нет), и мы пошли.
Выехали на авто до Слюдянки, там, оставив его у МЧС и зарегистрировавшись, стартовали в 10 утра по той самой тропе, которая приводит при желании до пика Черского
Шагалось легко и непринужденно, и минут за 40 до метеостанции решили пообедать на одной из немногих полянок на тропе. Запустили горелку, сварили супец из сушеных нами овощей, и тут начался все усиливающийся дождь. Натянули по быстрому тент, и вдруг пошел град, постепенно превращающийся в ГРАД, перемежающийся с дождем, который местами пробивал наш тент. Это продолжалось около трех часов. Под наш тент заходили посидеть проходящие мимо пары, и уходили дальше. Им было где просушиться - возле метеостанции стоит турбаза с теплыми домиками, а нам нет - и предстояла холодная ночевка, причем холодная в прямом смысле слова - сильно похолодало, шел пар изо рта, град не растаял и к следующему утру.

Когда осадки не грозили нас намочить, надели резиновые сапоги, спрятав рюкзаки под чехлы, кроссовки в рюкзаки, пошли мы дальше.
По серпантину шли уже в 6 часов примерно, навстречу двигалось непривычно много народу, а при ближайшем рассмотрении они были в тельняшках и/или военной форме. Был окруженный молодежью пожилой какой-то мужчина очень бравого вида, мы подумали, что то ли высокий чин, то ли старый крутой ветеран военных действий, или что то иное, не знаю как объяснить - было у него в глазах и во всем облике некое нереальное спокойствие и мудрость. Молодежь ему в рот смотрела.
Оказалось, это спецназ ежегодно заносит на пик Черского флаги в честь памяти погибших в горячих точках своих коллег (флаг и табличка есть на пике, да). Они спрашивали, почему мы идем в ночь на пик (так-то они правы), и поэтому приходилось объяснять, что мы на Чертовы ворота идем (это перевал перед подъемом на сам хребет Хамар Дабана), а не на пик.
Еще была интересная встреча... Навстречу нам шла девушка со знакомым мне лицом, я с ней поздоровалась, потом вспомнила, где я ее видела - рассказывала недавно, как на майских катали по Тунке. Так вот в поселке Жемчуг, пока сидела ждала свободную ванну, разговорилась с девушкой, она сказала, что помнит, где мы виделись ранее - на тропе на пик Черский. Я сказала, что да, именно там и виделись с ней, но на самом деле мне было неудобно признаться, что я ее не помню. Может и на самом деле мы встречались, а я забыла, но когда на тропе на Черский в этот раз я увидела как раз эту девушку, я подумала: "Она что - видит будущее???".
На подходе к Чертовым воротам возник вопрос, где вставать. Так как было достаточно холодно, решили попробовать встать в зимовье "Кяхта", которое было нам как раз по пути.
В нем был молодой человек, представившийся Лехой, уже спустившийся с Босана, и уступивший нам с Димой нары, сам легший на пол под нары (вдвоем туда или оттуда было бы выбираться проблемнее, чем одному). Вечером у нас был шашлык по нашей с мужем давней традиции начинать поход с мяса на углях, угостили Алексея. Чуть позже нас подошел к зимовью еще один парень - Эдуард. Вчетвером в зимовье было бы тесновато, и поэтому опоздавший лег в палатке за ним. Правда, и убежал он на Босан еще в 6 утра - говорил, замерз. Мы еще с ним встретимся позже на озере под перевалом Рассоха.
Наутро второго дня, плохо выспавшись из-за храпа нашего простывшего соседа, вышли в 8 утра. Было сыро, ручьи бежали по тропе, лужи преграждали наш путь целыми озерами, и град еще лежал, но день уже занимался теплый.

Прошли Чертовы ворота, Чертово озеро, выбрались на хребет, и выдвинулись в сторону озера под перевалом Рассоха, где у нас была запланированы две ночевки, и оттуда мы должны были сходить до пика Босан и его стражи.
Шикарное описание маршрута с приметными поворотными точками, если кому интересно, есть от Юрия Гукова на сайте Природа Байкала.
Хамар Дабан был, как всегда, то сухим, то сырым, сапоги в болотистых местах надевали, в сухих снимали, шли, обдуваемые ветром и согреваемые солнцем. Было очень красиво шагать по этим 9 горам до места нашей ночевки, чувствовать себя птицей, просто гуляющей на просторе - настолько себя чувствуешь себя свободным на Хамар Дабане.

В час дня встали на обед, и я там поспала на коврике - "рубило" не по детски после полубессонной ночи, я даже пожалела, что не встали в палатке, может, лучше бы выспались в тишине))
Пообедав, выдвинулись до озера. Пришли не спеша часов в 7, расположились снова на той же полянке, где мы вставали в прошлый раз, и с видами на озеро. Недалеко стояла палатка того самого Эдуарда, он пришел потом к нам вечером на костер и погонять чаи.
Красиииивоооо....

Заночевали.
В первый день мы прошли 22,5 км, набор высоты составил 1320 м.
Во второй день прошли 18,5 км, набор высоты составил 960 м.
Трек 1 и 2 дня, причем во второй день трек порезан на два.