radost_s (radost_s) wrote,
radost_s

Уютный Хамар Дабан, 2015

Любим мы Хамар Дабан, особенно если заходить на него через метеостанцию Хамар Дабан и перевал Чертовы Ворота. В той стороне высота небольшая, хребты у Хамар Дабана округлые, широкие, бродить по ним одно удовольствие. В такие походы можно брать детей, домашних зверей. Так и называем походы на Хамар Дабан "семейными".
Фото между ушей собаки)

В этот раз хотели добраться до знаменитых Босанских камней - пытались до них дойти уже не раз, но не выходило - то дожди мешали, то туман, то отсутствие времени.
Доехали на машине до места, всеми называемого "ямой". Там и пообедали. Надев рюкзаки, подтянули лямки и, попрощавшись с довезшими нас друзьями, выдвинулись в путь в 11.30. дня.
До метеостанции дошли как обычно по времени, оказавшись там в 17.00., попутно отмечая новшества - на Горелой поляне волонтеры только-только поставили столы с навесами и туалет. На обратном пути, кстати, возле столов уже была помойка. Про туалет даже думать страшно о его состоянии.
Все таки очень жаль, что на этом красивом маршруте наделали столько мостов через речку Слюдянку, облагородили и натоптали такую широкую тропу, показали людям где красиво и, главное, доступно. А теперь пошли туда кроме нормальных туристов, которые на себе мусор таскают сами, все кому не лень - свиньи, овцы и козлы. Считаю, что бОльшую часть мостов надо снести на@@ен, и это сразу уменьшит поток животных более чем наполовину, мусора сразу станет меньше или вообще исчезнет.
После ГМС нас ждал серпантин, потом спуск вниз, переход через ручей и здравствуйте, Чертовы ворота.
Воды было в этот раз много - ручей еле-еле перешли, по тропам бегут ручьи или стоят глубокие лужи, даже кое-где замочили ноги. Добрались до Чертовых ворот к семи часам вечера. Высота перевала составляет 1 730 м.
На Чертовых воротах стояло несколько палаток. Мы нашли себе местечко в кедровом стланике, подальше от озера. Бросив вещи, сбегали искупаться. Было здорово после жаркого дня почувствовать себя чистым. Даже собака наша искупалась, правда, не по своей воле).
Пожарив традиционные шашлыки для первого дня похода и, напившись чаю, уставшие, уснули.
Наутро, встав в 7 утра, вышли в 8.45. и штурманули крутой подъем на хребет. По пути наверх "точили" бруснику. А уже выбравшись наверх, нашли много кустов с черникой. Вот тут мы застряли минут на 15 - вкууусно! Внизу - Чертово озеро в виде подковы.
Кстати, если кто не в курсе - дорога до Чертовых ворот - это один из из сухопутных участков именно той дороги, по которой раньше возили чай, а путь назывался - Великим Чайным путем. Торговля чаем и иными китайскими товарами сыграла огромное значение в освоении Сибири и развитии городов, в частности, Иркутска. И до сих пор видны бревна, уложенные в топких местах, а на серпантине вверх от ГМС поражают вырубленные в скалах проходы. Проехавший по Хамар-Дабанскому тракту в 1823 году известный путешественник А.Мартос отмечал: «При первом взгляде на сию колоссальную работу невольно чувствуешь великость народа русского, не уступающего в трудах, требующих сил исполинских, древним римлянам» (с).
Идешь по этим дорогам и представляешь, как несколько веков назад купцы шли со своими караванами из далекого-далека, при этом сопровождение караванов составляло до 200 человек административного, обслуживающего персонала и охраны (казачья сотня), а их всех поджидали разнообразные препятствия в виде диких зверей и разбойников. А еще какие виды перед ними открывались? Так те же самые, что видим мы сейчас - захватывающие дух.
Выбравшись один раз наверх, дальше идти к нашей цели одно удовольствие - виды красивые, ветер обдувает-мошку сносит, в гору почти не приходится идти.
На фото видны тропы, подрезающие хребты Хамар Дабана.
Дочка вначале категорически отказывалась фотографироваться - вредный возраст)
Зато мы с Димой не отказывались). За Димой виден своеобразный скальник - он очень запоминающийся своей формой и прямой площадкой наверху.
После его преодоления остановились на обед - именно там, где была вода. Она стояла в углублениях между островками травы, чистая и вкусная.
Воду пили там, где находили - болот там нет, а то, что похоже на болото - все равно является чистой водой - на хребтах Хамар Дабана трава как мощнейшая губка впитывает в себя дожди и воду после снеготаяния, крепко держит ее, отдавая потихоньку ручьям, сбегающим вниз, для образования рек.
Тропа с водой на Чертовых воротах - вот примерно так и пили и наверху тоже - где нашел, там попил и набрал с собой)
Многие спрашивают - а как находите дорогу в горах? Один из способов определенния нужного тебе направления - это туры. Туры по ходу пути стоят разные - главное, увидеть их.
Очень мокрый участок брали в резиновых тапочках. Дима пошел первый, а я пока переобувалсь, не могла понять - почему он воду закидывает себе на плечи. Когда пошла сама, поняла - тапки присасывались к грязи, и когда их отрываешь, они шлепают по пятке и вода долетает даже до макушки, а уж пятая точка вообще была вся в воде. Этот момент нас жутко развеселил почему- то.
Солнечные ущелья сменяли темные, в каких то из них были видны реки, где-то шумел водопад.
Наконец дошли до той точки, с которой видны три озера. Озера были точкой, возле которой находится зимовье, являющееся нашей сегодняшней конечной целью. На фото вошли только два из них - первое и второе. Второе находится на высоте 1 820 м. Озера находятся в районе пиков Босан (2 275 м) и Маргасан (1 930 м).
До озер было еще нужно добраться, а наша собака снова порезала лапки об острый мох, пришлось тащить местами на руках. Хорошо ему, что он весит около 6 кг, а так бы сам шел).
Перед подъемом на второе озеро пересекли первое, где видели следы, про которые гадали - фэт или мотоцикл? Знатоки на Ангара.нет сказали - второе).
В продолжении вы узнаете, где делали снимок для знаменитой заставки виндовс))
Tags: Босан, Хамар-Дабан, пеший поход

Posts from This Journal “Хамар-Дабан” Tag

• Пик Босан и его стража - окончание или как мне удалось пройти 40 км за день

На фото - чуть ниже Чертовых ворот я - в фиолетово-голубых тонах)) Начало тут и продолжение тут В этот день мы не планировали пройти за один…

• Пик Босан и его стража

Еще в 2010 году, прочитав "Хроники Хамар Дабана" на сайте ангара.нет от Игоря Кравчука, хотела посмотреть на Босанскую стражу. Три раза у меня не…

• Черского 2019

И снова традиционно-новогодний Черский.5-6 января 2019 года, с ночевкой на турбазе возле метеостанции, в прекрасной компании из Сергея, Алексея,…