Что я люблю

Братск – Тункинская долина – Хойто-Гол – Долина Вулканов – КБЖД - Ольхон – Братск, 2009 г., часть 2

День восьмой, 31.07.2009

Утром собрались, проехали совсем чуть - чуть, встретили первый снег на земле, говорящий о близости гор с ледниками, потом сооружение, обозначающее территориальное разделение и с названием наверху АХА, а недалеко от него и кафе, обозначающее определенную веху в нашем путешествии.

Начало тут: http://radost-s.livejournal.com/3300.html

Аха.

Кафе.

И вот наступило утро, когда мы переложили вещи в походные рюкзаки. Велики оставили в кафе, точнее, в его дровянике, под присмотром персонала. Кроме велорюкзаков – штанов на багажнике моего вела, я вез дополнительно 70-литровый рюкзак, а у Любы роль штанов на вело выполняли два рюкзака, закрепленные на жесткое основание. Каждый рюкзак по тридцать литров. По этому сборы на «распрягание» железных коней и перекладывание вещей заняли много времени.

Пообедали мы пораньше, еще до 12 часов, в самом кафе. Позы там делают вкуснее всех тех, что мы ранее пробовали по пути. Прошли дальше по дороге, спустились с дальней стороны моста от кафе, и начали движение с левой стороны белого Иркута.

Обмелевший Иркут.

Так мы начали свое восхождение на Мунку. Коротенькая справка – Мунку – Сардык самая высокая вершина Саян, 3498 метров. Шли бойко, но не отказывая себе в посещении интересных мест, туристических стоянок, претендующих на туристический музей. Чувствуется, что у тех, кто делал такие красивые вещи, было и время и фантазия и талант.

Стоянки – музеи.

Забрели на скалу – «Камин» (мы ей дали такое название). Возле нее куча натянутых веревок, в нише – подстилка из листьев. Видимо, это тоже одна из стоянок, очень скромных, надо сказать.
«Камин».

Пару раз поели. В расчетное время зашли на первую ступень подъема, где обустроили лагерь, прогулялись по окрестностям.

Первые и последние люди, кого мы встретили на Мунку, была группа геологов – несколько молодых парней, девушка и мужчины постарше. Стоянку мы устроили не рядом с ними – вокруг их лагеря был уклон, поэтому выбрали себе другое место.

Вечером устроили фуршет (сварили к обычному рациону кедровые шишки на костре) и пораньше легли спать.

День девятый, 1.08.2009

Встали согласно запланированному времени рано и, после небольших сборов, двинулись к вершинам. Ну, не писатель я, не могу красиво излагать, понятия не имею, как описать мир легкости, чистых и звенящих ручьев, утопающих в ярко - зеленой траве, купающихся в жарках, как описать легкость в душе и теле. Может только меня раз за разом восхищают белые ледники в распадках над ручьями, или когда ручей вырывается из синевы ледника в жаркую долину? Как приятно стоять под теплыми лучами солнца на снегу, созерцать горы и вдыхать воздух, наполненный ароматом жизни…

А мне хотелось этот воздух ложками есть, настолько вкус его неповторимый и сказочно сладкий! Вода в каждом ручье с разным вкусом, но не горчит - она тоже сладкая.

Путь не трудный, иди да иди себе по тропинке, хочешь вдоль ручья, хочешь по плоскогорью, есть что посмотреть там и там. Наверх лучше подниматься по одной тропинке, а спускаться по другой. Прошли ступени, подъем состоит из нескольких платформ, почти горизонтальных, длиной в километр и небольшим углом подъема, а между платформами, как и положено между ступенями, крутые подъемы метров по триста. На каждой ступени свой вид. На последней ступени перед озером, между осыпями камней, есть «плюшевое» место, контраст горам, ровное место, большой луг, трава на нем очень густая и пружинит, ноги в ней утопают, и бежит ручей - медленно и спокойно обтекая камни, альпийские луга. Встретили кедр, с шишками, которые висели над землей на высоте сантиметров тридцать, а на уровне роста так мешок можно было собрать. Рвать не стали, больно красиво.

Сначала наш путь был по руслу реки. Потом мы шли по Царству Деревьев. Огромных, красивых. Их сменили кустарники, карликовые березы, елки (думаю, именно они). Затем пришли в Мышиное Царство – писк зверюшек стоял неимоверный, они постоянно будто перекрикивались. Далее Царство Камней. И последнее царство – это Царство Снега и Льда. Я именно так увидела Мунку – многоликим и красивым такой красотой, которой я не видала. Я понимаю, что это первая моя гора, что могут быть места и красивее Мунку, но для меня открылся новый мир – мир гор. И я влюбилась в него. Сейчас январь, когда я пишу эти строки, а мне раз за разом снится Мунку, камни, снега на его вершине, и я снова хочу туда.
Кедры.

Карликовые деревья исчезают. Начинается «мышиное царство».

Весна пришла в горы – расцвели жарки.

Каменное царство.

Ледник. Вершина рядом.

Дальше вышли к озеру, и начали подъем вдоль ручья, заходили к памятнику слева.

Его установили совсем недавно, девушке, погибшей там, звали Люба. Нужен был небольшой привал - Света упала (под ней перевернулся камень), и у девушек стала нарастать небольшая паника. Им нужно было перевести дыхание.
Мы почти у цели.

Еще не дошли до памятника, небо начали затягивать тучи, тучи шли грозовые, и быстро нарастала их плотность, и они садились все ниже. Когда вышли к памятнику, горизонт стал черный. Вышли на «стража» («часового», «сторожа»), и тут все небо затянуло. Кто бывал, тот знает, что от этого места, где мы находились, до вершины уже рукой подать, а у нас внезапно видимость ноль, град и сильный дождь. Я испугался за членов команды и развернул группу - сырые камни на такой высоте быстро могут обледенеть, плюс полное отсутствие видимости и опыта склонили меня к такому решению. Вот так вот у нас у всех и остался маленький червячок, который теперь точит постоянно - могли подняться, но не дошли. Понимаю, что теперь придется вернуться, и довести дело до конца.
Надели куртки и начали спуск.

Когда начали спуск, и прошли памятник, дождь прекратился, а когда подошли ближе к озеру, уже опять была солнечная погод. Это выглядело очень странно на первый взгляд - такая смена погоды именно так, а не иначе. Меня все время не оставляет мысль о том, что наш ангел весь путь ревностно охранял и защищал нашу группу, и, наверно, это был его знак в виде дождя и града. Думаю, он нас таким образом предупредил, что дальше идти не стоит.

Спуск он и есть спуск, легкий и приятный, тем более, что большую его часть мы прошли по леднику. На озере пообедали, даже была мысль искупаться в нем. Все было замечательно.

Озеро Эхой перед вершиной Мунку.

День десятый, 2.08.2009

На следующее утро мы вышли в обратный путь, шли легко и весело, к обеду были возле кафе, к двум часам переложились, пообедали. Денег за хранение велосипедов с нас не взяли, большое спасибо работникам кафе. Одно плохо – у нас кончился хлеб, а в кафе нам много не продали – у самих дефицит. Зато подсказали, что на другой стороне моста от кафе строители что то ставят – некое святое место. Большое спасибо и им за хлеб, который они нам отдали.

Пошел сплошной двадцатикилометровый подъем. Интересно, настолько привыкаешь к постоянному подъему, что после крутых подъемов дорога со слабым уклоном вверх идет как за спуск, ну или за прямую, на которой еще и разогнаться можно, при этом мышцы работают в спокойном режиме, не сильно напрягаются, мне понравилось.

Действительно, перевал взяли легко, хотя, оборачиваясь, все время видели за собой дорогу с уклоном. Люба так вообще ехала как танк, порой казалось, что она с рождения на велосипеде – так споро она шла вверх. Машины с семьями, микроавтобусы с туристами останавливались, с улыбками и очень дружелюбно расспрашивали о том, кто мы и куда едем. Еще фотографировали нас – это выглядело смешно – мы едем, мимо нас транспорт, сигналит, а в каждом окне по несколько камер «смотрят» на нас, потом останавливается, выходит толпа народу, еще фотографируют, просятся с нами сделать фото на память! Вобщем, на тот момент мы были «звездами»))).

Люба на подъеме.

К шести вечера мы достигли Бурхана на озере, где берет свое начало река Ока. Там нас застал ливень и серьезный прокол камеры, застряли на полтора часа. Отъехали мы немного от озера, как вдруг резкий непонятный свист и… у Любы на заднем колесе лопнула покрышка прямо по центру, и лопнула камера. Ремонт и перестановка покрышки заняли много времени, и мы, опробовав результат ремонта, проехали еще немного, и встали на ночевку возле дороги и родника. Спали на очень толстом мху, как на перине.

Да, это была единственная ночь за все путешествие, во время которой бока во сне не болели, я даже не просыпалась ни разу.

Очень красивое место – начало реки Ока. Тем более она берет свое начало на фоне ледника Мунку, но его мы видим уже не с нашей стороны, а со стороны Монголии. Вот еще раз снова стало досадно, что мы не завершили восхождение, ведь увидели бы и Монголию, и наверно, исток Оки сверху. Мешали любоваться красотами комары – они тут летали как мошка, тучами, воздух казался черным и, казалось, они съедят нас заживо: настоящее комариное царство. Растительность поменялась очень сильно: из деревьев - только хилые лиственницы, все остальное – кустарники, мох, трава, болото. Но вместе все создает некую атмосферу правильности.

Мы уже боялись, что Любе придется сойти с трассы. Самое интересное, что нам нужен был кусок резины, той самой, что на наших обочинах валяется каждые несколько метров – ну от камер Камазов, например. Тут же, в Бурятии – на обочинах не валяется НИЧЕГО! Вот вообще нет мусора. Это очень поражало – почему же люди могут не засорять свои дороги, а мы, русские (люди?) делаем это с завидным упорством. Никакой резины мы, естественно не нашли, заклеили дырку на покрышке большими заплатками (хорошо, что мы их взяли) и кусочком коврика - пенки. Колесо было выпуклым в одном месте, но велик шел, а это было главное.

Еще одно наблюдение – местные храмы. Водители микроавтобусов (такси, автобуса), пассажиры легковушек (семьи), местные, вобщем, останавливаются возле храмов, выходят, что-то шепчут и кидают зернышки в сторону деревьев или этих маленьких храмов и уходят обратно в машины. Мы спрашивали у местных, зачем они это делают, что это значит по сути. Они сказали, что просят помощи и защиты у духов дороги, например. Внутри храма столик, на нем деревянная фигура некоего духа, похожего на Будду. Возле истока Оки была явно женщина – дух, а на ней и вокруг нее были повязаны в основном голубые ленты, шарфы, и мы решили, что это покровительница реки. На других божках по всему нашему пути какого то явного предпочтения в цвете лент мы не заметили. Так вот на столиках возле божков лежат внимание! сигареты, конфеты, аудиокассеты, печенюшки, монетки, елочные игрушки, жвачка, пряники, колбаса, бутылки из под водки, вина. Если кто и сидел внутри храмов, то только русские. Наталкивает на определенные мысли, не правда ли?

Начало Оки.

День одиннадцатый, 3.08.2009

На следующий день прошли всего 95 км, т.к. приехали в Орлик, а вечером делать закупки нет возможности, и мы встали перед поселком на красивейшем изгибе реки, возле скалы.

Орлик.

Мне очень запомнился один эпизод на данном участке нашего пути: долгое время мы видели впереди себя двух лошадей. Сфотографировать их у меня не получилось – они постоянно были в движении. Когда догнали, то оказалось, что они были огромные и разных мастей – рыжей и черной. Они каждый клали свою голову на шею другому, нежно кусаясь при этом и вообще видно было, что они сбежали от хозяев и у них любовь. Когда мы пытались их объехать, они косили на нас огромными черными трогательными глазищами и бежали впереди нас – железных коней они явно видели впервые и очень их боялись. В одном месте дорога расширилась и мы кое как обошли эту красивую пару, причем сами боясь их – мало ли, даст копытом по любой части тела или велосипеда – мало не покажется.

От кустарников и лиственниц не осталось и следа – вокруг росли огромные березы и другие необхватные деревья. Видели стада яков, а один малыш внезапно сказал нам таким густым сочным низким басом «МУУУ», что мы рассмеялись одновременно. Встретили прыгающих грациозно коров. Звучит невероятно, но они прыгали! А происходит это потому, что они мелкие, не чета нашим, сибирским. Молока они дают литра по 2,5 - 3 каждая ( против наших 10-12). Еще видели лысые холмы в мелкую и очень ровную полоску – это стада постарались, так необычно вытоптали. Такое впечатление, что за века. Животные сами пасутся, по крайней мере пастухов ни разу мы не видели, только при конях, а звон колокольчиков сопровождал нас повсюду – будь то глушь лесная или дорога автомобильная. И сам воздух пропитан запахом навоза.

Перед Орликом мы мылись, купались, «чистили перышки» - стирка, просушка вещей, ремонт велосипедов, рюкзаков, смазка цепей и еще куча важных мелочей. А вот вечером летали аисты, утки с красной грудью, еще какие то неведомые птицы. Два раза в полной темноте переходили вброд реку местные жители на конях. Река, у истока которой мы были утром, тут была очень широкой, но мелкой, и коням она была по колено. Утром ее пересекла машина.

Ока тут уже широкая.

День двенадцатый, 4.08.2009

Утром торопиться не стали, не торопясь собрались и поехали - магазины открываются в 9, а то и в 10 часов. Только въехали в поселок, как у меня сломался багажник. Не прошло и пяти минут, как мы нашли сварщика и еще через 15 минут имели целый багажник. Чтобы не возвращаться к этой теме, скажу сразу - я потерял счет проколам в поселке - от шести до восьми за пять часов пребывания. При этом я не видел стекол или гвоздей - очень чистые улицы, не понятно, с чем это связано, я думаю, опять наш незримый хранитель останавливал нас.

Позвонили домой - на почте есть таксофон. Сделали закупки продуктов (цены сравнимы с иркутскими). Есть и запчасти к велосипедам в автомагазинах, хозяин магазина согласился доставить покрышку для велика за сутки, с накруткой в 50% от реальной цены. Заказ делают по сотовому водителям маршруток, но очень оперативно!!! Поели в кафе - 44 рубля за порцию поз (две штуки, вес порции 200г). Обслуживает официант, работает кондиционер, все на очень высоком уровне, пиво в баре 64 рубля за литровую банку «Кулера», как вам цены? В поселке вообще нет пьяных, мы встретили одного нетрезвого мужчину, да и тот сказал, что у него ночью внучка родилась, и извинился за свое состояние. Люди очень дружелюбны, все преисполнено, можно сказать, солидностью, насколько это возможно, но она не напускная. Я бы жить там остался, да и девчонки там ничего себе ;). Сам поселок производит впечатление процветающего: строятся новые дома, нет брошенных, используют стеклопакеты, сайдинг и другие «приблуды», несмотря на дорогую доставку.

Выехали поздно, что не помешало, сбившись один раз с пути и осматривая Бурханы и другие места силы, уехать на 40 км от Орлика. Могли и больше пройти, но получили приглашение переночевать на ферме Летний Хутел у семьи животноводов, проезжающих мимо нас на машине.

Мы с фермерами.

Остановились у них, в ограде поставили палатку и, угостившись свежим парным молоком и сметаной (нам сметану еще потом и в дорогу дали), узнали очень много про их обычаи. Например, нам понравилась одна из легенд про две горы, которые стоят по разные стороны реки, а между ними находится и пастбище и сама ферма. Сходили на семейный бурхан. А некоторые еще и ходили хариуса ловить. Короче все окутано богами, местами силы и легендами. Напишу-ка я эту легенду, кто не хочет, тот может пропустить, она будет выделена курсивом.

Пролегала граница двух кланов по реке, и охраняли эти границы два огромных богатыря - два брата. Были они очень сильны, но однажды поссорились и устроили дуэль. Стреляли они из лука друг в друга, стоя каждый на своей горе (лук размером с рост современного человека), и попали друг в друга одновременно. Один пал, и его кровь залила гору, и гора и до сих пор вся красная. Второй, падая, успел попросить помощи у реки, которая течет у подножья горы. И упал он в реку, и превратился в царя тайменей, и теперь местные жители видят сквозь прозрачную воду спину огромного тайменя и оценивают его длину около 4 метров! Вот так все загадочно.

Старший сын фермера, Николай (на фото он справа), очень общительный и приятный молодой человек, много чего нам рассказывал, в том числе и про родовые места. Рядом с их фермой есть одно из них – горка камней. Некая семья приезжает туда с шаманами, проводит обряды, складывает камни. Рядом стоят несколько деревянных столбов, раскрашенных в яркий цвет. «Туристы вешают на эти столбы ленточки, чего - то там загадывают, - рассказывал нам Николай, - а это просто КОНОВЯЗЬ». Смешно было и нам – вспомнили поговорку «слышу звон, да не знаю, где он».

Родовое место на Летнем Хутеле.

День тринадцатый, 05.08.2009

Настало утро следующего дня, мы поужинали вместе с фермерами и, тепло попрощавшись, двинулись в путь. Все машины, попадающиеся нам по пути еще так километров пять, останавливались и водители сообщали нам, что дальше дороги нет. Мы протестовали, на карте дорога есть и люди туда ездят. На это нам отвечали, что дорога то есть, но лишь на карте, и еще не каждый трехмостовый вездеход с лебедками в одиночку по ней может туда прорваться.

Так вот это было чистой правдой. На обратном пути мы были свидетелями, как три вездехода, прошедшие уже болото, не смогли прорваться через грязевую падь. Вездеход сел по самые уши и, ревя сам, надрывая двигатель, используя лебедку, с помощью еще одного вездехода, тяжело выдирался из грязи. На оставшихся нам всего 48 км до Хойто – Гола (вездеходы идут его так часов за восемь, в лучшем случае) есть все:

- присутствуют броды через реки по грудь (в дождь полный пипец), где течение сбивает (те, кто идет пешком через реки, мосты натягивают), а я велики переносил частями, и таких бродов у нас было штук пять. Через ручьи сколько раз переходили и не считали (много).

- в болоте со стороны Орлика можно уйти в трясину по пояс, а по нему в любом случае идти придется и топь будет выше колена. Делать снимки некогда – затянет. Если кто рискнет, тоже может пройти с велосипедами, но идти надо по ручью, пока он не отвернет, затем будет топь, но с кустарниками, корни которого держат, поэтому сильно не провалишься.

- сразу за болотом не мойтесь, надо пройти грязевую падь, а она сразу за болотом.

- через километр будет ручей, глубиной по колено, там и ополоснетесь.

- часто встречаются подъемы с 45 градусным уклоном. Вам встретится горка длинной метров так сто, сто пятьдесят, именно с таким уклоном, но еще и в булыжниках, причем самый маленький с футбольный мяч. Остальные горки не такие, но перепад на булыжниках и пеньках не дает возможности ехать на велосипеде. Да, пеньки на дороге обычное явление, и, как правило, они выше 15см, но пусть это вас не беспокоит - булыжники все равно разогнаться вам не дадут.

- ну и как говорится в пословице, «чем дальше в лес, тем страшнее». Ко всему этому постепенно прибавляется колея, причем выглядит это так: центр колеи продран мостами и находится ниже уровня грунта, (похоже на ванну, заполненную вязкой грязью). По лесу обходить эту «ванну» нет возможности, дорога идет через лес - машины идут, сдирая бортами кору с деревьев. Веселая дорога, не правда ли?

Так вот, за этот день мы прошли 35 км (вышли в восемь утра и встали на ночевку в 10 часов вечера в ливень).

Дорога стала «портиться».

Болото.

Вброд с великами в руках.

Пришлось разгружать велики и переносить их и багаж частями – течение сбивает с ног.

За день у меня лопнул багажник в двух местах (как я его восстановил - отдельная история), было два прокола, а часть наших вещей намокла. За час до ночевки слышали рык медведя, я девчонок успокаивал, что не видел его следов на дороге, что не могут же они по воздуху летать.

Когда встали на ночевку и поставили палатку, были сырые насквозь, ливень лил как из ведра. При этом мы были грязные по пояс (я уже писал про жижу в колеях), вся одежда пропиталась грязью, а кроссовки так были просто заполнены ею. Метрах в ста был ручей, и мы пошли с фонариками мыться в ледяном ручье, который брал свое начало с ледника неподалеку. Можно было с часик постоять под ливнем, и все было бы гут, но терять столько времени не хотелось. Было кстати весело, мы шутили и смеялись.

Перед нами были два велосипедиста - парень с девушкой, у которых повреждения великов достигли критического, и они, спрятав аппараты в лесу перед болотом, пошли пешком до Хойто - Гола. Их самих мы так и не видели, но были наслышаны –в тех местах жизнь течет неспешно, новостей там мало, так что мы знали про них больше, чем они про себя. Мне интересно с ними познакомится, (если вы прочтете отчет, отзовитесь).

Мне кажется, что их и не было, что, скорее всего это были не велосипедисты, а те двое путешественников, которых мы встретили чуть позже (автостопщиков). Просто люди не верили, что можно СТОЛЬКО ходить пешком, вот и напутали что то.

День четырнадцатый, 06.08.2009.

Наутро мы добрались до развилки Хойто - Гол – Чойган, ее, кстати, можно прозевать, явно она не выражена из-за множества дорог. За развилкой долгий плохой подъем в гору - сплошная грязь, сухих мест почти нет. На вершине подъема встретили машину с боксерами из Братска, которые отдыхали на Хойто –Голе, видели и сделанную ими фигурку в память о славном месте.

Добравшись до Хойто – Гола, мы выбрали домик. Их там несколько штук, большие и маленькие, все были пустые, до вечера следующего дня не было вообще никого. Боксеры, что жили в одном из больших домов, заготовили кучу дров, это освободило нас от этой обязанности – нужно было лишь сходить за ними.

Домики в Хойто – Голе, на 4-х чел., изнутри и снаружи.

Горячий источник.

Мы славно отдыхали, купались в источниках, фотографировались, наслаждались жизнью. Маленький рай особенно приятен, когда достался тяжелым трудом. По-моему, придя к цели и потратив при этом только деньги, человек не может получить удовольствие и удовлетворение. Понять это может лишь человек идущий.

На Хойто Голе есть музеи «народного творчества». Мы бродили и рассматривали деревянные и жестяные таблички с благодарными надписями отдыхающих: «Спасибо, Хойто – Гол», «Хойто - Гол, мы тебя любим» и т.п. Некоторые из них просто произведения искусства – вырезаны целые картины, щиты, мечи, цветы, статуи, фигурки, горы… Самая старая табличка с надписью, которую мы нашли, была от 1968 г. Есть там и полянка с длиннющими шестами, на которых крепятся самолеты всех типов и времен – тоже некий музей.

Табличка и самолеты.

Еще есть место поклонения Будде, где слева привалены несколько камней. На одном из них, похоже, выбит древний храм, которого сейчас нет, а когда был такой на свете, неизвестно, и был ли вообще, тоже… Интересно, есть ли какие - то изыскания по поводу этого храма?..

Древние камни с изображениями и место поклонения.

По этим музеями можно бродить часами, рассматривая это все великолепие - занятие очень завораживает и увлекает. Велопоход, Тункинская долина, Хойто-Гол, Долина Вулканов, КБЖД, Ольхон, Братск
Окончание тут: http://radost-s.livejournal.com/4326.html

Дружить журналами жми)

Posts from This Journal by “КБЖД” Tag

promo radost_s october 22, 2016 12:16 9
свободен
Если у тебя или твоей группы возникла нужда в велогиде по Байкалу, Прибайкалью, окрестностям Иркутска, а я в силу своих знаний смогу тебя провести по нужному тебе маршруту, то предлагаю свои услуги на взаимовыгодных условиях.