я

Велопоход 2016, часть 2. Баргузинская долина. Окончание.

Неохотно спустившись после обеда с видом на Баргузинску долину вниз к нашим спрятанным велосипедам, сложились. Выехав к поселку Суво, поехали к хозяину Баргузинской долины - Буха Шулуун - Бык камень.
Баргузинская долина - начало
По легенде (а в Бурятии все овеяно красивыми легендами) когда буряты расселялись по долине, они на зиму перегоняли скот в Читинские земли. Один бык так полюбил Баргузинскую долину, что не захотел уходить из нее. Трижды его насильно уводили, но каждый раз он возвращался обратно, пока не превратился в камень и не остался в этой долине навсегда.
С тех пор местные жители поклоняются камню, считая, что в нем заключена сила, которая оберегает всех жителей долины. По местному обычаю следует, подходя к этому камню, представиться, рассказать о себе, своих детях, хозяйстве и скоте, а потом уже о своих проблемах и просьбах.

Бык - один из мифологических прародителей - тотемов бурятского народа, символ могущества природы, объект почитания. Тот, кто разрушил, осквернил святое место поклонения и почитания, тот в душе унизил священный алтарь. Как говорится в древних сказаниях, такой человек по велению всевышнего никогда не изведает счастья. Местные жители считают, что священный камень - это граница, где встречаются две сферы, два мира - священный и обыденный, что камень - окаменевший дух предков, вместилище души; камнями окружали место погребения, камни нельзя двигать, уносить домой. Камни приносят на "Обо" - сакральное место, как бы вверяя себя покровительству "Хозяина местности".
Как и положено, мы по очереди представились, рассказали немного о себе, зачем мы здесь и попросили напоследок покровительства от хозяина Баргузинской долины. Про скот и хозяйство ничего не говорили)).
Было странно разговаривать с камнем, но все таки это святыня, и сами буряты им поклоняются. Местные останавливают машины возле него, обходят его, шепчут что-то, кладут монетки, сигареты. Нас научили еще, что нужно обойти три раза вокруг камня. А еще в Бурятии как-то все это работает - внимание духов, возмездие, покровительство... Помню, когда три недели по Тункинской долине катались, подружка выбросила пару фантиков на дорогу, так колесо ей два раз подряд клеили - на ровном месте прокол были! С тех пор не мусорит).
Согласитесь, камень необычен даже внешне, и на самом деле похож на быка?
С другой стороны.
Дальше наш путь лежал в Инийский сад камней (на реке Ина). Все инетные источники твердили о том, что когда то тут был сход ледника, оставивший за собой вот такой след из камней.
Подъехали - посмотрели - ничего не обычного, лишь только, что их больше, чем обычно, в одном месте. Все таки после гор нас таким садом камней не впечатлишь))
По дороге ехали по асфальтированной, но очень старой. Сначала не могли понять - 100 метров есть асфальт, 100 нет. Да как так то? Что за ерунда - ну не будут же так класть местами. Потом дошло - болото съело асфальт, вот и нет его. Иногда прям в дороге были дыры, в которые было видно бревна, камни - все таки не в голое болото клали полотно.
Тем не менее ехать по Баргузинской долине, поразившей наше воображение, было в удовольствие!
Долина между Икатским и Баргузинским хребтами очень красива, очень хорошА!
Машины встречались за час две штуки если, в целом мы были одни. В высоте над нами парили большие птицы - не орлы, но все же не вороны, кто то гораздо крупнее.
Дорогу перебежала лисица, и она явно кого-то догоняла - бежала зигзагами, рыжая бестия.
Немного позже проехали судя по навигатору Юбилейный поселок, затем был Баянгол, возле которого мы свернули налево - к мосту через Баргузин.
Только сошли с "асфальта", попали на гребенку снова ужасного качества. Дорога была плохая, но хуже были места слева и справа от нее - откровенное болото. Пересечь нам надо было долину не помню сколько точно километров, но мы ехали-ехали, а дорога никак не кончалась. И самое плохое то, что мы не смогли бы встать на ночевку - если только на самой дороге из-за воды вдоль нее. К тому же у нас не было питьевой воды на ужин и завтрак.
Когда вижу это фото, ноет одно место))
Проехали пару полу-заброшенных поселков.
Потом, понимая, что до темноты не успеем выехать до федеральной трассы, идущей вдоль реки Баргузин, надумали попроситься к кому-нибудь в машину. Идея прекрасная, вот только машин не было от слова вообще.
Решили ехать до упора - спать в болоте не хотелось. Когда уже совсем отчаялись, нас нагнал микроавтобус, хозяева которого любезно нас согласились подбросить до трассы.
Выехав на нее, распрощались и поехали в разные стороны, мы - налево - в сторону поселка Баргузин.
В итоге в этот день уже по полной темноте добрались до теплой ночевки в гостевом домике при дацане, где была святыня - изображение на камне танцующей богини Янжима. Находится святое место возле деревни Ярикта. Это очень посещаемое и почитаемое место в Баргузинской долине.
Это хадаки на деревьях - ленты - по пути к камню с изображением богини
Дальше не мой текст, но он очень схож с тем, что мы читали в самом дацане, поэтому скопирую с сайта reass.ru Начало третьего тысячелетия для жителей Баргузинской долины, для всех верующих буддистов ознаменовалось открытием лика богини Янжимы.
В 1996 году в этой местности при заготовке дров житель улуса Ярикто нашел шкатулку с буддийской реликвией. Испугавшись, он положил шкатулку на место, и эта история забылась.
Весной 2005 года об этой находке стало известна Хамбо Ламе Дамбе Аюшееву и 2 мая 2005 года ламы и несколько местных жителей начали поиски в лесу на том месте, где была спрятана шкатулка. В шкатулке оказалась буддийская ритуальная пирамидка «саса» - "ступа тысячи Будд" и она указывала на особое знамение этого места, как на место пребывания богов. Вот что рассказывает Хамбо Лама Дамба Аюшеев: «2 мая 2005 года, 24 числа месяца дракона по лунному календарю, когда мы возвращаюсь из Курумканского дацана, нас встретили на дороге жители Ярикто и мы поднялись наверх к подножию горы Уулзаха. Оказывается, жители Ярикто и духи-хранители этого места, с 1996 года сокровенно сохраняли маленькую «ступу тысячи Будд». Нас встречали мужчины и женщины. С 11 часов начали двигать камни, при этом я еще удивился, когда тут надо такие тяжелые камни переворачивать, зачем тут женщины. Но, оказывается, это предвещало нахождение богини Янжимы. Когда перевернули один камень, под которым нашли сасу, то под ним оказалась огромная неподъемная каменная глыба. А прошло уже три часа, все устали, начали отчаиваться. Я взял лом и начал простукивать этот камень и когда поднял голову, откуда-то мне в лицо ударил яркий свет, так что я даже зажмурился, а когда присмотрелся, то на огромном сером валуне метрах в 10 от себя увидел четкое изображение танцующей богини…»
Рассказывают очевидцы: «Когда Хамбо Лама простукивал камень, он вдруг застыл в изумлении и затем воскликнул: «Эндзмнай Бурхин суужа байна!!!» - «О! Здесь сидит Бурхан!». Затем он начал спрашивать у нас видим ли мы и мы увидели, но каждый по-своему и неуверенно, тогда Хамбо Лама закрыл глаза и начал читать молитвы. Изображение как будто начало проявляться ярче. Некоторым она казалась танцующей, другим беременной, а некоторым с ребенком на руках».
И действительно богиня Янжима, подняв в грациозном жесте левую руку и левую ногу, готова начать прекрасный танец сотворения жизни и красоты.
Тибетское имя Янжимы - Янгченма указывает на её статус супруги Манджушри, Бодхисаттвы Великой Мудрости. Ранее богиня Янжима не была известна в Бурятии, её индийское имя Сарасвати. Это великая богиня покровительница искусств, наук, ремёсел и мудрости, легендарная создательница древнеиндийского языка—санскрита, давшего начало всем современным языкам индоевропейский семьи, в которую входят английский, немецкий, прибалтийские, славянские и другие языки Европы. Верующие буддисты боготворят Сарасвати, как учителя всех без исключения видов искусств, который дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие и тонкий ум.

Посетив на следующее утро святое место, продолжили наш путь по красивейшей долине!
Кстати, вот так выглядит номер в гостевом доме при дацане - маленький, зато теплый.
Как правило, при гостевых домах есть кухни, где можно приготовить пищу, а тут не было плитки.
Зато рядом стоит кафе Позная.
А это Баргузин, помните, я говорила ранее, что покажу какой он вначале своей жизни? Так вот эта речушка и есть та могучая река - вторая по величине артерия Байкала (после Селенги).
Протяженность ее - 480 км. Впадает в Баргузинский залив единым потоком возле поселка Усть-Баргузин. Судоходна на 204 км от устья. Большинство притоков Баргузина за исключением некоторых представляют собой короткие и бурные потоки (вот поэтому мы и не рискнули вброд). В реке водится множество в основном пресноводной рыбы.
В этот же день добрались до поселка Баргузин, где купили билеты на автобус на завтра до Улан-Удэ - не любим мы по одной и той же дороге крутить педали, дааа...
Заселившись в трехместный номер по 500 руб. с человека, классно переночевали, постиравшись, помывшись, отдохнув.
Автобус ждал нас рано утром. Загрузившись с нашими баулами и велосипедами, прекрасно доехали до автовокзала в Улан-Удэ. Чтобы осмотреть город, необходимо переночевать в городе, для этого можно арендовать номер в гостинице.
А мы, смазав цепи, поехали в сторону Гусиноозерска - нас ждали еще целых три Хамар-Дабанских хребта.
От Улан-Удэ до п/о Святой Нос. Начало
От Улан-Удэ до п/о Святой Нос. Продолжение
От Улан-Удэ до п/о Святой Нос. Окончание
Баргузинская долина. Начало
ДРУЖЖИТЬ ЖУРНАЛАМИ

• Осень 2018 г.

У нас все также тепло, хотя листья почти все облетели. Температура днем до 15 поднимается, красота! Хочется, чтоб такая осень простояла долго)

• Пик Любви

В этот раз пик Любви встретил нереально теплой погодой, да такой, что на вершине просидели целый час, и не было холодно. Вдали - Хамар-Дабан…

• Скалолазание

Что вы думаете? Совершенно случайно оказалась на скалах. Меня пригласила Таня, которая, видимо, решила погрузиться в мир скалолазанья, страховок и…

• Как некоторые личности любят "халяву" в двойном размере

Разместила на прошлой неделе в пятницу объявление, что отдам за шоколадку в рабочем состоянии горелку и котелок без крышки Котелок пробит вверху, но…

• Закат на о. Конный

Фото с воскресного катания на роликах на острове Конном. По-моему, очень даже закат получился красивым) На втором краски осени пыталась совместить…

• Подкаменная-Шаманка-Иркутск 2018

Прокатились с Татьяной в воскресенье по традиционно для меня осеннему маршруту Подкаменная-Шаманка-Иркутск. Было много осенних ярких красок, реки…

promo radost_s october 22, 2016 12:16 9
свободен
Читаю с интересом)
А что это у тебя лайков нет под постом? Старая версия?
жутко смотреть на синие ленты обволакивающие деревья.
Красиво очень. Их вешают только в святых местах. Дерево они не калечат. Нигде кроме как на деревьях больше их не видели, т.е. Не мусорят. В чем жуть то? 😊
Эммм... нет, ничего такого нет.
Хадаки бывают пяти цветов. Синий хадак обозначает вечное синее небо. Такие хадаки дарят повсеместно и на любой случай, но с древности прежде всего преподносили Будде и другим божествам.
Как ты видишь, преобладающий цвет хадак на деревьях - синий)
Вообще хадак это ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов, который может быть преподнесен по любому случаю - свадьба, похороны, рождение ребенка, окончание университета и так далее. В первую очередь это символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия, дружеского и радушного отношения и сострадания.
Так что если свести воедино - это традиционный подарок)
Да! Читаю и по доброму завидую) Как все успеваете?
Исповедь перед камнем понравилась, а вот грейдер на фотках не очень. На днях в наших турлах паренька видел на фэте, сразу про тебя вспомнил, думаю Радость наверное тоже так по снегам вкручивает)
Скажу что ссылка не рабочая) Турлы на нашем языке - это глухая провинция,, деревня, в которую поздно приходит прогресс, мода и прочие демократии.
красивые места.. молодцы, что уважили традиции места..

я иногда плохую дорогу в отместку за неприятности 5й точке фоткаю тоже - из серии "вот всем покажу\расскажу какая ты плохая" ;))