Что я люблю

Восхождение на Эльбрус, июль 2018 г., ч. 5

Предыдущая часть тут:
На четвертый день осуществили заселение в бочки, а дальше по плану был подъем до верхней точки скал Пастухова (4800 м).
Для заброски рюкзаков до поляны Азау, где начинается канатка, наняли такси за 600 руб., раскидали их на нас и наших друзей - Лешу и Настю.
Приехал за нами старый кабардинец на еще более старой Волге. Я стала пристегиваться, водитель спросил, зачем я это делаю, ведь остановят - пассажир пристегнут, значит водитель гоняет по дороге.
Логично, чо)
Пришлось отстегиваться)
К канатке приехали в районе 8.30. После моего рассказа о вчерашнем головокружении на Гара-Баши поднимались с остановками на станции Кругозор (3000) минут на 5, на станции Мир (3500) минут на 20, и вот доехали до Гара-Баши.
На станции Мир

Затем расселились по нашим бочкам-вагончикам.
Мы жили в крайнем вагончике за 2300 руб. за двоих в сутки. Удобства на улице, умывальник есть, и все.

Такой сюр эти бочки на высоте, выше гор)

В вагончике было грязновато и старое все внутри в отличии от бочек, но зато в отсеке были одни, никого к нам не подселяли. Во втором отсеке иногда ночевали пара водителей вездеходов и жил смотрящий за бочками.
В бочках внутренности новые, но там 6-8 мест, и суета, кто то храпит, кому то на восхождение надо, вонючие носки и прочее, короче, мы решили лучше в отсеке одни, прибрались как смогли, и жили там три ночи.
Расселились по быстрому, и пошли до скал Пастухова, причем хотели дойти до верхней их точки (4800), так как разбег между началом скал Пастухова и верхней точкой несколько сот метров, а это критично.
Решила для наглядности выложить схему, чтоб понятно было, что, куда, как)
Стащила у кого-то схемку, не мое.

Еще в гостинице подготовили бутеры, чай, одежду, поэтому вышли быстро.
Вначале от бочек нужно подняться до Гара-Баши почти сто метров вверх, и это самые тяжелые метры, видимо, потому что только начинаешь восхождение. Конечно, набор высоты всегда тяжел, но если сегодня тебе идти, например, на 4800, то пройдя их сегодня тяжело, завтра они дадутся тебе легче, то есть пройденная днем раньше высота на следующий день легче.
Для себя выработала определенный ритм хода.
Идти, совсем немного раскачиваясь, оказалось легче. Ход медленный, очень. Каждый вдох-выдох вначале считаешь, соотнося их с шагами, потом втягиваешься в этот ритм,перестаешь считать, и идешь как медленная, тормознутая, но стойкая машина)). Ритм такой - раз - шаг, вдох, два - шаг, выдох, три - шаг, вдох, и так далее четыре, пять, шесть - шаги, семь -стоишь, вдох, восемь - стоишь, выдох, девять - стоишь, вдох, на выдохе снова раз-шаг, выдох, и в том же ритме дальше.
Дима сказал потом, что ему тоже так легче было идти, в этом ритме. Как правильно ходить, на высоте, не знаю, но одно правило есть - на высоте НИКАКОЙ суеты, резких движений, все плавно, медленно. Это я из рассказа одного инструктора взяла - говорит, ледоруб у него упал в ручей, он метнулся за ним резко, потом голова болела, самочувствие ухудшилось. На себе проверила - в другой день, когда спускались с Косой полки, зацепилась кошками за штаны, упала, голову будто молотком треснули, такая боль была, пришлось таблетку пить.
Обогнали нас в этот день пара бегунов в шортах, с голыми ногами, в кроссовках, но и спустились они быстро, да одна связка быстро идущих товарищей, какие то монстры).
С кем то шли наравне - то мы их, то они нас, но по итогу мы все равно уходили меееееееедленно, но верно вперед.
Обратили внимание, что в основном люди идут группами с инструкторами, в связках, обвязках, с ледорубами (закрепленными, заметьте, на рюкзаках, где они "актуальны" как никогда при падении), в пуховках, в теплых пуховых штанах, в пластиковых ботинках, в кошках, с нелегкими на вид рюкзаками. При плюсовой температуре, жарящем солнце, тающем снеге, ручьях под ногами они смотрелись жалко и жарко. Мы пуховки и кошки надели только на восхождении на вершину, да на отдыхе, а они шли в них на 4000 м. Как мы предположили (инструкторы, хэй, кидайте в меня тапки), это такая тактика выматывания групп. Кто то так устанет, что не пойдет на восхождение, что снизит процент незашедших на гору, а кто то будет готов заплатить за ратрак (1000 евро на всех), и плюс аренда всего этого ненужного по факту снаряжения в прокате Терсколе СТОЛЬКО СТОИТ!!! Круговая порука, вот что это, все зарабатывают на тех, кто не может морально и физически спланировать поход сам.
Не спорю, на группы готовят, и это удобно, водят за ручку, это спокойно, но ёпрст, как они ходят в пуховках, с перегревом, тут же рыгают, на этих 4000 метрах, это катастрофа просто какая-то.
В общем, мы не пожалели, что пошли сами, и много раз возрадовались).
Вначале скал Пастухова (примерно 4500 м.н.у.м.) меня стало рубить, вот просто хочется лечь и уснуть, и это непреодолимо просто, причем до этого все хорошо было. Я села, посидела - подремала с закрытыми глазами, упершись спиной в Диму, причем какой-то инструктор спросил, все ли у нас нормально? Бдят, молодцы, приятно.
Сонное состояние постепенно прошло, пошли дальше. Когда оставалось до верха скал метров 20, скрутило живот, стало тошнить, состояние было лечь и умереть.
Горняшка во всей своей красе.
Спрятаться среди камней, уединиться, когда вокруг люди, сложно, но я смогла, валуны, палочки и куртки на них в виде укрытия в помощь, а вообще хорошо, что не одна, очень сильная муть в голове.
Люди, кстати, не смотрят ни на кого, все борются с высотой, одышкой, на снегу то там, то тут видна рвота, не часто, но есть.
Моя тошнота усиливалась, и как ни обидно было не дойти эти 20 метров, но мы пошли вниз. Тошнило все равно.
Спустившись метров на 400 вниз, посидели, но о поесть и попить и речи не шло, сразу подкатывало.
Решила нос кремом солнцезащитным подмазать, но на запах рвотный рефлекс сразу начался. Капец, решили вниз идти быстрее.
Спустились до Гара-Баши, и там, проходя мимо ратраков, обойдя курящего мужика, и вдохнув запах бензина, меня начало полоскать, нехило так, хорошо, не ела ничего, на бочках утром последний раз и кушала.
Вырвало и сразу стало легче. Зачем терпела тошноту, не поняла, надо было не сдерживаться)))
Дошли до бочек, меня штормило, пульс частил, я сразу легла, и постепенно мне становилось полегче.
Дима поел на кухне (среди бочек есть и один вагончик с газовыми плитами, столами), чтоб меня не смущать запахами.
Вспомнился токсикоз при беременности, один в один))
Я поспала, вроде в норме проснулась. Пить то хочется, выпила пару глотков чаю. Выполоскало сразу же.
В итоге сижу/лежу, читаю, дремлю, не пью, тем более, не ем.
Дима запаниковал, то ли мне уходить вниз надо, то ли нет. Сходил к Денису https://vk.com/id34238552, через которого мы арендовали бочки, он посоветовал ночь переспать, наутро смотреть по состоянию - уходить или оставаться.
Паника прошла, и мы вспомнили фразу: "Ночь выявит истину". То есть еще одно правило на высоте - если вечером плохо, как мне, то утром будет видно, справился организм с горняшкой или нет. И это будут два признака - нормальный пульс, нормальное состояние. Если утром пульс частит, тебе плохо, значит, организм не акклиматизировался, о подъеме на высоту не стоит и думать, надо ждать. Гулять, спать, отдыхать.
Замеряли пульс сразу как спустились, и после сна, он очень медленно, но снижался.
Так как я не ела весь день и чувствовала себя не очень, то Дима решил, что мне завтра на самом деле никуда не идти, а самому пойти докуда сможет, но цель такая - либо "чтоб найти свою горняшку", либо подняться до вершины.
Немалую роль в том, что он решился на вершину один, сыграло мое упадническое настроение, т.к. я испугалась, и сказала, что мне не хочется такое еще раз пережить, когда все кружится и тошнит, и еще дойти надо до бочек живой, не навернуться на спуске. И если горняшка еще раз, то я ухожу вниз, и не надо мне 5642 метров)
Собрал он себе теплые вещи, еду, все приготовил, легли спать, я так и не пила и не ела. Состояние - больше в забытьи. Ближе часам к двум ночи вроде уснула.
В 3.30 Дима встал, уточнил как я, выяснил, что я более-менее в норме, обещался звонить часто, собрался, пошел, я снова задремала. Когда провожала его, вышла на улицу, розовый рассвет, розовые пики, розовые ледники, бочки тоже розовые.

Ближе к шести утра пару глотков чаю выпила, фух, вроде не тошнит. Пульс пришел в норму. Еще попила чаю, постепенно полкружки в себя влила, вообще не чай, а амброзия, без воды была почти сутки, обезвоживание вот вот бы и наступило. Нормально все, не полоскает.
В 9 утра поела овсянки, выпила литр чаю точно, почувствовала себя нормально, просто слабость и все. Организм победил горняшку, можно идти дальше)
Наступил пятый день нашего восхождения на Эльбрус.
Трек от бочек до скал Пастухова

Posts from This Journal by “Эльбрус” Tag

promo radost_s october 22, 2016 12:16 9
свободен
Ну похоже на отравление просто и все.
Просто как бы в горах, врачей нет, кажется, что все плохо.
Наверное, в другой раз, зная эти признаки, уже не должно быть паники.
"Обратили внимание, что в основном люди идут группами с инструкторами, в связках, обвязках, с ледорубами (закрепленными, заметьте, на рюкзаках, где они "актуальны" как никогда при падении), в пуховках, в теплых пуховых штанах, в пластиковых ботинках, в кошках, с нелегкими на вид рюкзаками. При плюсовой температуре, жарящем солнце, тающем снеге, ручьях под ногами они смотрелись жалко и жарко."

Как говорил одни старый мудрый альпинист: На высоте главное не потеть.
Да уж, групповой туризм - он такой... бессмысленный и беспощадный. С другой стороны, как быть таким, как я - у кого нет своей компании для подъема? Понятно, что есть и те, кто на Эверест забегает в одиночку и без кислородных баллонов, но это - уникальные люди с огромным опытом за плечами
искать таких же одиночек и объединяться ))

коммерческие группы тоже разные бывают. или тщательно выбирать, если без группы никак.
Как можно выбирать коммерческую группу? Все те предложения, что я видела, сводятся к тому, что ты платишь деньги, и в назначенное время приходишь к старту, чтобы впервые увидеть своих "товарищей по несчастью" ой, то есть, по походу.

Бывают еще, конечно, коммерческие группы "по знакомству", но для этого нужны эти самые знакомства. А если есть знакомства, то почему бы не организовать свою группу. И тут все упирается в отсутствие нужных знакомств.
общаться с людьми, без этого никак )) чтобы если не близкие друзья посоветовали, то хотя бы знакомые знакомых знакомых ))

может быть еще отзывы, но не знаю насколько это адекватный критерий. у меня есть пара знакомых, которые водят группы на Эльбрус.
Про одного точно знаю, что он и ботинки пластиковые не заставляет носить, и ледоруб тоже)
Читала как от отчет нашей иркутянки про хрустальную ее мечту - Белуху, и как она заплатила за коммерческий тур, и как там была одна девушка, она ее звала ЧУДО, которая испортила всю ее мечту))
Если интересно, могу найти ссыль, написано очень легко и с юмором. Как поучительная история почему не надо ходить с коммерческими группами.
Согласна, таким и приходится искать инструктора. Да и одному в таких условиях не безопасно.
молодцы вы, ато я слышала всякие идиотские истории про забежать на Эльбрус почти без акклимухи. понятно, что все это довольно так себе заканчивается.
Забежать "на старом кислороде" - это так называется - можно, но чревато отеками смертельными все же. На авось, так сказать)
ну вот именно, когда куча опыта и здоровья - можно, а когда опыта нифига, а самоуверенности вагон.. я за системный, размеренный подход, лучше и правда перепариться и не пойти, чем чтоб выносили.